Пятница, 18.08.2017, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Все для гитаристов и других музыкантов!!!
Форма входа
Добавь нас!



Категории раздела
Полезное для гитаристов [19]
Дерево [7]
Все о дереве.
Механика [4]
Электроника [2]
Все о гитарной электронике
Уход за гитарой [1]
Реставрация и ремонт [2]
Обзоры гитар [4]
Обзоры разных гитар.
Разное [0]
Разное - то есть, не только для гитаристов.

Меню сайта

Настрой гитару!=)

Что ищем?

Мы уже там!

Зайди сюда!

Небольшой опросик
Оцените наш сайт!=)
Всего ответов: 147

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Электроника

Анатомия гитарного звукоснимателя

Все существующие звукосниматели делятся на две группы:

1. С эквализацией

2. Широкоспектральные

Первые в свою очередь делятся на пассивные и активные, вторые пассивными не бывают. Под активными подразумеваются не только датчики со встроенной электроникой, но и пассивные, разработанные для обязательной последующей работы с активной схемой. В зависимости от количества катушек и те, и другие стараются подгонять под единые размеры. На гитарах это сингл (single-coil) и хамбакер (humbucker), на бас-гитарах это прессижн (precision), джаз (jazz), Soap Bar (похож на сникерс) и басовый хамбакер. Естественно встречаются и исключения: на телекастере сингл, стоящий у грифа уже, а стоящий у струнодержателя шире обычного размера.

                                                                                                     Звукосниматели с заложенной эквализацией

Эти датчики предназначены для достижения некоей конкретной цели - в результате должен получиться уже сформированный звук. Обратите внимание: коррекция звучания инструмента происходит в самом звукоснимателе. Из-за этого в дальнейшем вам уже не удастся значительно изменить полученный результат.

В большинстве случаев датчики этого класса не снимают высоких и низкихчастот, а середина представлена в виде острого резонанса в определенном производителем месте. Именно расположением и формой выделяемой частоты при эдентичности конструкторского решения отличаются друг от друга звукосниматели данной категории. Существует два вида создания магнитного поля: под каждую струну подводится свой магнит (магнитопровод) обычно в виде цилиндров, или единый магнитопровод, похожий на рельс. Разница довольно существенна. Если при едином магнитопроводе магнитное поле равномерно распределено от первой до последней струны, то при раздельном варианте оно неравномерно. Из-за этого громкость звучания струны при подтяжке будет меняться. Крайне редко встречаются инструменты, где все струны совпадают с раздельными магнитами.

Сингл (single-coil). Звукосниматель с одной катушкой. Звук снимается с узкого участка струны и по этой причине хорошо читаем. Используется, в основном, для игры на чистом звуке, максимально с элементарным драйвом. При попытке игры с более мощными исказителями шум и наводки вырастают до неприемлемого уровня. Включение двух синглов, стоящих в противофазе, хоть и снижает уровень наводок, но из-за разнесенности датчиков все положительные свойства сингла пропадают. Амплитуда струн и частоты, снимаемые каждым из синглов, будут слишком различны для получения читаемого искаженного звука.К отрицательным свойствам данной конструкции отнесем слабый сигнал и , как вы уже поняли, высокий уровень наводок. Средний уровень сигнала с сингла 100 мВ, в случае его увеличения прозрачность звучания будет убывать...

Синглами комплектуются инструменты традиционного направления: strat, tele, Rickenbacker и т.д.

Хамбакер (humbucker) - звукосниматель,состоящий из двух катушек.

Стандартный. Катушки,каждая размером с сингл,располагаются в горизонтальной плоскости. Ширина такого датчика примерно 38-40 мм. Магниты (магнитопроводы) бывают как цилиндрические, так и единые, средний выход колеблется около 250 мВ, и поэтому он значительно лучше "раскачивает” эффекты построения на жестком ограничении сигнала (Distortion). Звук от такой конструкции слегка размыт, все-таки между центрами катушек 15-17 мм

Хамбакеры в корпусе сингла (Side-by-side single coil)В данном случае single coil указывает лишь на размер. Цилиндрических магнитопроводов на них не бывает, не позволяют габариты. По той же причине при эдентичной намотке сигнал несколько слабее, чем у стандартного хамбакера, но несравненно прозрачнее и чище. Расстояние между центрами катушек 7,5-8,5 мм, что и определяет лучшую перкуссийность. В то же время, являясь полноценным хамбакером , такой звукосниматель дает возможность использовать дисторшн, не слишком досаждая вам помехами

Разделенный хамбакер (split humbucker). Каждая из катушек снимает по половине струн. Звук снимается с одной точки струны и по сути является сингловым, но без наводок. Катушки помещаются или в независимые корпуса (датчик Precision bass) , или в корпус хамбакера. Существуют звукосниматели с катушками, не используемыми для снятия сигнала. Назначение таких обмоток - компенсация наводок. Их расположение бывает как горизонтальным, так и вертикальным. Такие датчики называют hum-cancellers

Вертикальный (stacked hum cancellers) вариант. Размер сингла. Катушки располагаются строго одна над другой. Чтобы понять противоречивость этого решения, несколько подробнее разберем принцип работы хамбакера. Сигнал, снимаемый одной катушкой складывается с сигналом другой катушки. Вся хитрость состоит в том, что сигнал второй катушки находится в противофазе к сигналу первой обмотки, как бы с другим знаком. Результат работы каждой катушки является суммой, полученной от колебаний струны и наводок, постоянно присутствующих в эфире. Так как колебания струны в разных точках отличаются друг от друга, то в дальнейшем эта составляющая сигнала складывается и противофаза ей не страшна. Наводки же , воспринимаемые каждой катушкой практически одинаковы и при сложении взаимоуничтожаются. Справедливости ради замечу, что уничтожаются и одинаковые составляющие от колебаний струны, в результате чего в звуке появляется легкий кастрюльный призвук. Большинство музыкантов этого не замечают и даже с удовольствием используют этот факт при извлечении искусственных флажолетов. Мы рассмотрели горизонтальный вариант стандартного хамбакера. При вертикальном расположении каждая катушка снимает со струны абсолютно одинаковый сигнал. Нижняя катушка находится от струны несколько дальше и, следовательно хуже "слышит” колебания, а кроме того на ней обычно намного меньше витков. По этим причинам сигнал от струны все-таки остается жив, хоть и несколько урезанный. Однако и от значительной части наводок избавиться не удается, катушки-то разные. Единственное, что полноценно складывается в любой конструкции hum-canceller(а)это тепловой шум обеих катушек. Самым значительным достижением этой системы является снятие сигнала с одной точки струны. Использовать такие звукосниматели с distortion(ом) могут только отчаянные люди типа И.Мальмстина, с обязательным откусыванием хвоста сигнала нойз гейтом (noise gate). При горизонтальном положении катушек вычитание сигнала не происходит, но повышенный тепловой шум остается.

Звукосниматели бас-гитар строятся на тех же принципах, отличаясь лишь внешне. К недостаткам звукоснимателей этого класса относятся: тепловой шум, микрофонный эффект, недостаточная защита от электромагнитных наводок, неизменяемостиь звука. Наличие первых трех пороков объясняется невысокой ценой таких датчиков. Никогда не забывайте: чудес не бывает, вы получаете качество в соответствии с оплаченной вами суммой.

Зачем же необратимо меняют звук инструмента в звукоснимателе? Первые массово выпускаемые датчики отличались неплохой линейностью. Вспомните гитарный звук 50-х. На таких звукоснимателях играли все группы 50-х- 60-х годов и это устраивало всех. Однако уже в конце 60-х некоторые гитаристы стали использовать при игре переусиление сигнала. В начале 70-х уже большинство музыкантов играло на искаженном звуке, получая его с помощью драйвов, дисторшенов или попросту перегружая вход усилителя. Во всех случаях в конечном звуке появлялся продукт искажений - "песок”. Для нормального восприятия он должен быть плотным и стабильным. Как раз этого-то недорогие эффекты, пользуемые основной массой музыкантов, выдать не могли. При попадании в них высокочастотной составляющей выбросы "песка” становились хаотичными, появлялось ощущение, что "педаль” захлебывается, звук становится колким. Это происходит потому, что высокочастотная составляющая гитарногозвука подвержена сильной динамике и для ее качественной обработки необходимо серьезное электронное решение. Для облегчения работы недорогих "примочек” производители стали исключать из спектра всех поточных звукоснимателей высокие частоты. К сожалению отсутствие верха (в.ч. начинаются с 5000 Гц) не позволяет получить чистый звонкий звук и инструменты с такой комплектацией стали пригодны в основном для игры с исказителями. Именно в соответствии с этой концепцией фирмы, выпускающие гитарную акустику стали ограничиваться диапазоном до 7 кГц.

Звукосниматели этого класса не снимают и низких частот. На мой взгляд это оправданно, т.к. при коллективной игре использовать их гитаристам затруднительно, нужны утонченные аранжировки, хорошее звукоизвлечение и профессиональная работа звукооператора. С неполным спектром несколько снижаются наводки и микрофонный эффект. Еще одной из причин сужения спектра явилась кажущаяся легкость игры на гитаре с такими датчиками. С присутствием верха звукосниматель начинает читать все погрешности игры в полном объеме.

Достичь по-настоящему профессионально чистого звукоизвлечения непросто, нужно долго и кропотливо заниматься. Гораздо проще сделать вид, что собственных ошибок не существует. Дальнейшее развитие этого класса и привело к изменению весовых долей среднего диапазона, т.е. эквализации. Современные датчики просчитываются таким образом, чтобы ,используяобычные напольные эффекты и недорогой комбик, вы получили бы один звук , пригодный для занятий и начального концертирования. Включать гитары с такими датчиками в аппаратуру студийного уровня не стоит, звук лучше не станет, вы только услышите его ограниченность.

Лидерами массового производства пассивных звукоснимателей являются:

Di Marzio - крупнейший производитель пассива предоставляет наиболее широкий выбор звуков. Концепция фирмы заключается в ярко выраженной окраске звука. Это можно проиллюстрироать следующим образом: представьте себе стандартный эквалайзер с 31-й полосой. Полностью уберите верх и низ, а в диапазоне средних частот поднимите до упора один движок. Спектр большинства датчиков таков

Seymour Duncan.
Фирма занимает второе место по объему продаж и ассортименту. Так как повторять чужую идею бессмысленно, то вверх поднимаются уже 2-3 полосы. Примерно вдвое меньше и предлагаемый выбор. Диапазон средних частот не резиновый, а работать с оттенками за цену до 100$ никто не будет.

Bill Lawrence. Концептуально находится где-то между лидерами. Звуки певучие, но совсем без верха. В предлагаемом ассортименте фирма является образцом скромности.

Все перечисленные фирмы выпускают осовремененные версии 50-х годов. Верха и низа там нет, но середина более линейна и допускает последующую элементарную коррекцию. Для получения приличного выходного сигнала все пассивные датчики имеют большое количество витков и следовательно большой уровень теплового шума. Без сильного выхода наводки, которые неминуемо сядут даже на самый хороший шнур, будут слишком явно присутствовать в конечном звуке. Выигрываешь в одном, проигрываешь в другом: это правило действует в звукоснимателях в полной мере. В большинстве случаев с возрастанием уровня выходного сигнала перкуссийность падает.

Дальнейшее развитие музыкальных технологий привело к созданию активных систем.

Активные звукосниматели.

Основными задачами создателей активных систем являлось уменьшение наводок и теплового шума. Оставив прежние принципиальные схемы построения звукоснимателей, катушки стали делать с меньшим количеством витков. Шум с катушек убавился, но и сигнал стал слабее. Вот тут-то он и разгоняется до обычных величин активной электроникой. В результате от гитары идет мощный сигнал с незначительной долей наводок, ведь с меньшим количеством витков и наводок получается меньше. Хорошо нагруженный шнур тоже становится невосприимчивым для наводок, кроме того в нем не погибают остатки верха, звук становится прозрачнее. Распространено мнение, что актив выдает как бы пластмассовый неживой звук. В реальности инструмент с хорошей активной электроникой более чувствителен к динамическим изменениям игры, хотя бы по причине большего присутствия верха и общей чистоты сигнала. Почему-то никто не задумывается, что любая примочка, как и усилитель, это сплошной актив. Обычно вся внутригитарная электроника называется предусилителем (on-board preamp). Однако, стоит провести отличия между следующими категориями:

предусилители (preamps) - полное усиление сигнала с возможным добавлением середины и верха

темброблоки (tone control modules) - возможность раздельной регулировки нескольких диапазонов частот спектра

буфферы (buffers) - только для согласования сопротивлений между датчиком и последующим темброблоком, возможно небольшое усиление.

Основные производители

EMG. Фирма создала первый поточный звукосниматель со встроенным предусилителем. Долгое время являясь единственным лидером в этой области, сумела создать гамму относительно недорогих датчиков и внутригитарных блоков для эквализации, экспандирования и т.п.Все звукосниматели, выпускаемые EMG являются активными, предусилитель находится в корпусе датчика. Создав неплохую защиту от наводок, фирма не смогла радикально изменить соотношение сигнал/шум. Причина кроется в ценовых ограничениях. В производстве используются недорогие микросхемы, которым присущ некоторый тепловой шум.

Bartolini. Фирма выпускает звукосниматели как пассивного так и активного направления. Особое место занимают пассивные датчики, специально разработанные для последующего внутригитарного усиления и эквализации. Электроника собирается на дискретных элементах и по этой причине шумит меньше, чем у конкурентов. Поставив более высокую планку, чем другие, фирма не смогла уложиться в ценовые рамки недорогих звукоснимателей. Обычно Bartolini чуть дороже (10-15 %), но и объективно качественнее. В настоящее время лучшими поточными датчиками для бас-гитар являются именно Bartolini. Предусилители, выпускаемые фирмой не универсальны.

В соответствии с уровнем выходного сигнала датчика используется определенный тип усилителя. Монтировать электронику лучше специалисту. Конечно в этом есть маленькое неудобство, но это более правильный подход. ВНИМАНИЕ! Бездумная и неаккуратная установка может свести все старания инженеров EMG и Bartolini к нулю.

                                                                                         Студийный класс (широкоспектральные звукосниматели)

Концепция такова: максимально достоверная передача звучания инструмента без наводок, шума и микрофонного эффекта. В результате вы получаете возможность иметь целую палитру утонченных звуков и возможность их изменения. Звукосниматели реагируют на малейшие оттенки вашей игры, столь необходимые профессиональным музыкантам. Для соблюдения жестких технических рамок из всей гаммы существующих схем датчиков остаются лишь чистые хамбакеры. Это обстоятельство не лишает музыкантов возможности получить сингловый звук, т.к. звучание даже стандартного хамбакера студийного класса несравненно чище и мягче звука "vintage” сингла, обычно являющегося эталоном. Используя эквалайзер в дальнейшем можно без труда получить нужную окраску.

Студийный бас-гитарный хамбакер практически неотличим от высококлассного пьезодатчика, а при установке обоих на полуакустику электромагнитный датчик менее подвержен низкочастотному заводу. В шнуре оказывается тот звук, который вы слышите от неподключенной гитары.За счет чего получается качество? На презренном Западе цена одного датчика составляет несколько сотен долларов, а потому в производстве используются качественные материалы и высококвалифицированный персонал. Производство штучное. Технология изготовления изобилует массой нюансов, второстепенных моментов не существует. Например, экранируется все, что может быть заэкранировано, причем стандартные токопроводящие обмазки не применяются. Намотка катушек происходит при постоянном контроле и с малой скоростью. На одну катушку у меня уходит не менее двух с половиной часов против 15-20 минут на обычном производстве. Звукосниматели, изготавливаемые на канадской Signature, заливаются незастывающим компаундом, что обеспечивает устойчивую защиту от микрофонного эффекта.

На сегодняшний день оптимальная схема выглядит следующим образом: пассивный звукосниматель с малым сопротивлением и возможно большим выходом плюс предусилитель. В усилителе допускается присутствие ручки громкости и одной ручки контроля тембра. Все виденные мной студийные инструменты подтверждали правило: чем меньше различного рода переключателей и потенциометров , тем меньше искажений и возможностей для проникновения в сигнал наводок. Исключением являлся английский бас, изготовленный в мастерской Val, ручек контроля тембра было две. Все-таки условия работы бас-гитары легче: нет использования исказителей. Предусилители собираются на дискретных элементах и тщательно отстраиваются. Их основная задача не усиление, а защита сигнала от наводок при передаче его по шнуру. Если бы усилитель помещали внутрь звукоснимателя, то его высота увеличилась бы вдвое. Выбирать дополнительную глубину в основной звучащей части гитары не представляется возможным. Поэтому электроника размещается отдельно. Имеет смысл ставить предварительный усилитель и с обычными датчиками: наводок будет меньше, и в звуке не будет потерь.

Большинство инструментов студийного класса оборудуются стереофонической схемой. Принцип несложен: каждый звукосниматель имеет собственный канал. Появляется возможность записи идеальной стереофонии на чистом звуке, при этом заполнение объема между каналами будет непрерывным и естественным. Добиться такого при помощи процессоров непросто. Упрощается синхронная запись двух каналов с разными исказителями. Стерео имеет плюсы и в концертной деятельности, а при желании легко переводится в режим моно.

Звукосниматели студийного класса изготавливаются на заказ электронными отделениями мелкосерийных фирм и гитарных мастерских. Их могут сделать и при непосредственном обращении на производство EMG, Bartolini и Schaller. К сожалению, в нашей стране коллег по изготовлению таких звукоснимателей я не нашел. Существенных отличий в спектре звукоснимателей, сделанных разными производителями, быть не должно. Индивидуальное звучание появляется благодаря звуку самого инструмента, интеллекту музыканта и его умению играть.



Источник: http://guitarworkshop.narod.ru/
Категория: Электроника | Добавил: -=ExE=- (28.11.2010)
Просмотров: 2860 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Адрес сайта http://sxgfiles.at.ua/
-=SxG=- & nimubus © 2009-2017
Хостинг от uCoz